Укравтодор передаст дороги местного значения 25 новым организациям
В 2013 году на содержание и текущий мелкий ремонт дорог местного значения Укравтодор потратит 1,2 млрд гривен. В следующем году финансирование местных дорог планируют увеличить в два раза – до 2,4 млрд гривен. До конца этого года в каждой области, наряду с областными подразделениями Укравтодора, будет создан еще один субъект хозяйствования для управления дорогами местного значения, рассказал Forbes вице-премьер-министр Александр Вилкул.
«Сегодня прорабатывается вопрос о том, чтобы для обслуживания (местных) дорог в каждом регионе существовала своя компания, а дороги государственного значения обслуживала отдельная государственная компания, – сказал Вилкул.
Кабмин уже утвердил ряд проектов законов, наделяющих местные власти правами и обязанностями по управлению сетью местных дорог. Теперь им дадут возможность создать местные аналоги Укравтодора – либо в виде отдельных юрлиц, либо в виде структурных подразделений в областных государственных администрациях.
«Мы предложили местным органам власти несколько вариантов: либо расширить какие-то действующие структуры в сфере управления облгосадминистраций, скажем, управления инфраструктурными объектами, возложив на них новые функции, либо создав новые юрлица для этих целей», – объясняет советник главы Укравтодора по финансовым вопросам Владимир Галушко.
Срок создания новых структур – до конца текущего года. С 2014-го они будут заниматься содержанием и текущим ремонтом дорог местного значения.
«Сферу ответственности Укравтодора мы еще обсуждаем, но скорее всего, в его ведении останутся государственные дороги, капитальный ремонт и строительство новых местных дорог и инфраструктурных объектов – таких, к примеру, как мосты через Днепр», – отмечает представитель этого ведомства. Местная власть будет вносить предложения по каппроектам, а Укравтодор вместе с Мининфраструктуры – утверждать их на Кабмине.
После уменьшения функций размер штата областных подразделений Укравтодора будет сокращен – не меньше, чем на 20%. Часть сотрудников перейдет из этой структуры в местные органы, ожидает Галушко.
Туда же перетекут и бюджеты.По данным этого ведомства, в текущем году на дороги в Украине будет потрачено 16,1 млрд гривен, 1,2 млрд гривен из них – на содержание и текущий ремонт дорог местного значения. Именно эти средства и планируют передать новосозданным структурам, говорит Галушко. При этом финансирование этой статьи в следующем году планируется увеличить в два раза.
Еще одна новация дорожной отрасли – создание в Украине Государственного дорожного фонда. Укравтодор уже подготовил проект закона, которым вносятся необходимые изменения в Бюджетный кодекс, поясняет Галушко. То есть, начиная с 2014 года, все средства, собранные с акцизов, будут направляться в этот фонд, и уже из него идти на финансирование дорог. В планах ведомства – добиться, чтобы расходы на Фонд носили статус защищенных статей бюджета.
Принять необходимые изменения должны уже на текущей неделе. В среду, 9 октября, изменения в Бюджетный кодекс на своем заседании может рассмотреть Кабмин, рассказывает представитель Укравтодора, а парламент на пленарной неделе примет другую часть необходимых изменений – в законы об автомобильных дорогах, о местных государственных администрациях и о Совете АР Крым, – расширяющих полномочия местных властей в этой сфере.
Ведущий банкир ЕБРР, куратор транспортных проектов Марк Магалецкий поддерживает эти инициативы.
«Украина слишком велика, чтобы ремонтом всех дорог занималась одна структура. До сих пор существовала нестыковка в сфере ответственности и принятия решений: не совсем адекватно, когда решения о ремонте дорог местного значения принимаются в Киеве, на центральном уровне. Местной власти виднее, как должны выглядеть приоритеты (в дорожном строительстве)», – уверен он.