Перспективы бензина с биоэтанолом по-украински
Правительство готовит законопроект, который предусматривает обязательное содержание 5% биоэтанола в автомобильном топливе. Какие перспективы у этой идеи?
Напомним, Министерство энергетики и угольной промышленности инициирует введение обязательной нормы о добавлении в бензин биоэтанола. Об этом недавно заявил министр энергетики Юрий Бойко. По его словам, эта доля в топливе со следующего года должна составлять 5%, а с 2014 года — 7%. По мнению Юрия Бойко, это позволит уменьшить зависимость от импорта дорогих ныне нефтепродуктов. «Это снизит закупки нефти и поможет загрузить наших сельхозпроизводителей», — сказал чиновник.
В министерстве аграрной политики убеждают, что сельхозпроизводители готовы поставлять столько сырья, сколько нужно для производства биоэтанола. Для того, чтобы обеспечить наличие 5% спирта в бензине, который «съедают» украинские автомобили за год, нужно до 300 тысяч тонн биоэтанола, объяснил Deutsche Welle главный специалист отдела энергетики и альтернативных видов энергоснабжения минагрополитики Виктор Тимощук. По его словам, украинские спиртзаводы готовы поставлять спирт в таких объемах. «Это все реально сделать, если хотеть. Для этого аграрии уже засадили сахарной свеклой 500 тысяч гектаров и площади планируется увеличить до 1 миллиона гектаров », — сказал Тимощук.
Однако экологи предостререгают, чтобы погоня за дешевым бензином не обернулась дилеммой — «есть или ехать», ведь в Украине нет специальных квот и лимитов на выращивание энергетических культур, которые со временем могут вытеснить продовольственные культуры. «Вопрос к власти, сможет ли правительство ограничить производство технических энергетических культур, чтобы не было продовольственной угрозы?» — спрашивает эколог Национального экологического центра Украины Алексей Пасюк. У украинских экологов пока нет единодушной позиции, насколько уместно использовать в стране биоэтанол в бензине.
Относительно потенциала сельскохозяйственных земель в профильном министерстве уверяют, что ресурсов достаточно. «В Украине 34 миллиона пашни и мы можем под такие культуры отдать до 9 миллионов гектаров», — сказал Тимощук.
Зато сами украинские автомобилисты пока не уверены, хотят ли они бензина, разбавленного биоэтанолом. «У моей жены машина приспособлена к новому топливу. Если такой бензин будет дешевле, то я — за », — говорит киевлянин Сергей Ливинский. Зато Андрей из Житомирской области не уверен, что его авто «потянет» бензин с биоэтанолом. «У меня старенькая машина. Карбюраторная. Если я залью такого бензина, то ее сразу можно будет сдавать на металлолом », — поделился своими мыслями человек. Он рассказал, что узнавал, сколько стоит переоборудовать авто, чтобы использовать «евротопливо». По его словам, удовольствие оказалось не из дешевых — несколько сотен евро.
Генеральный директор консалтинговой компании «А-95″ Сергей Куюн заявляет, что правительство не советовалось с операторами рынка по обязательному введению с 2013 года бензина с биоэтанолом. По его словам, сейчас заправлять все украинские автомобили бензином с биоэтанолом нереально.
По его мнению, после введения обязательной нормы, может увеличиться количество фальсифицированного топлива. «Сейчас на рынке нефтепродуктов в Украине бардак. А когда введут норму о 5% биоэтанола, то бензин разбавлять будут в каждом гараже », — предполагает Куюн. По его словам, сейчас в Украине продается 30% суррогатного не лицензионного топлива. А со следующего года, если норма заработает, то этот процент может увеличиться в несколько раз, предостерегает он.
Вместе с тем аналитики предполагают, что ситуацией могут воспользоваться спиртзаводы, чтобы не упустить свой шанс заработать еще и на бензине. «Не определена ценовая политика. Спиртзаводы сразу поднимут цену биоэтанола. И бензин нисколько не подешевеет », — считает директор консалтинговой компании» А-95 «. По его убеждению, внедрять использование бензина с биоэтанолом нужно постепенно, и эта норма не должна быть обязательной, тогда потребители смогут выбирать, какой бензин покупать.
Источник: Deutsche Welle