Крупнейший автопроизводитель Украины ожидает двукратного сокращения производства
Запорожский автомобилестроительный завод (ПАО «ЗАЗ»), крупнейший украинский производитель легковых автомобилей, входящий в корпорацию «УкрАВТО», в 2013 году ожидает производство, по предварительным данным, 20 тыс. автотранспортных средств (в 2,1 раза меньше аналогичного показателя 2012 года), сообщил на пресс-конференции в рамках 10-го Столичного автошоу председатель правления ПАО «ЗАЗ» Сергей Филиппенко , передает «Интерфакс-Украина».
«Этот уровень производства достаточно критичен, но те изменения, которые уже произошли (введение спецпошлин, утилизационного сбора – ред.) позволяют надеяться, что в ближайшее время завод сможет нарастить объемы производства и появится толчок к дальнейшему развитию. В частности, с мая ЗАЗ лидирует в продажах авто на украинском рынке, и мы надеемся, что это уже тенденция», — сказал он.
Отвечая на вопрос о снижении намеченных в начале года планов по выпуску 30 тыс. автомобилей, Филлипенко отметил, что планы по выпуску автомобилей для внутреннего рынка практически будут выполнены, а сокращение вызвано проблемами с экспортом легковых авто, прежде всего, в Россию.
«Экспорт стал для нас серьезной проблемой… В начале года мы рассчитывали, что проблемы, связанные с введением утилизационного сбора в РФ и ответных мер Украины будут урегулированы, стороны найдут решение, каким образом эти нормы применять, и думали, что этот процесс будет более скоротечный», — пояснил он агентству.
Кроме того, на снижение объемов экспорта повлияли ситуация в Египте и Сирии, куда ЗАЗ также экспортирует продукцию.
Как отметил С.Филиппенко, доля экспорта в общем объеме продаж сейчас составляет 12-15% (ранее ЗАЗ экспортировал до 40%-50% легковых авто), в том числе в Россию — около 2-3%.
«Сейчас стараемся ориентироваться на другие рынки, в частности, динамично развивающийся Казахстан. Незначительные объемы поставляем в Белоруссию и Узбекистан», — отметил он.
В то же время, характеризуя перспективную производственную ситуацию, в числе положительных моментов он отметил принятие закона об утилизационном сборе и постановление правительства о правилах работы автопроизводителей на украинском рынке (обязательная постепенная локализация производства – ред.).
«Автопроизводство и автобизнес в целом – процесс инертный, и рассчитывать на мгновенное улучшение невозможно. Но могу сказать, что четвертый квартал этого года и первый квартал следующего – уже совсем другие плановые цифры. Ведь до того, как были приняты меры властями, мы шли к тому, чтобы остановить завод – нет смысла на таких мощностях и с такими возможностями производить такие небольшие объемы», — сказал С.Филиппенко.
При этом он выразил надежду, что ситуация уже не изменится к худшему, и в 2014 году завод сможет, как минимум, удвоить объемы производства.
С.Филиппенко также сообщил, что у завода есть планы на производство и новых моделей автомобилей, однако пока говорить об этом преждевременно.
В то же время, завод намерен увеличить количество модификаций существующих моделей, в частности, со следующего года планируется выпуск ЗАЗ VIDA Facelift в кузове седан и фургон VIDA, в котором применены собственные технические решения, позволяющие, в том числе позволяющие оптимизировать цену.
ЗАЗ в настоящее время выпускает автомобили под брендом ЗАЗ (Lanos, Sens, Lanos-фургон, Forzа, Vida), а также CheryА13, грузовые ТАТА и автобусы.
В январе-июле завод выпустил 11,911 тыс. автотранспортных средств, что почти в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2012 года, в том числе 11,372 тыс. легковых автомобилей (в 2,5 раза меньше).
По итогам 2012 года предприятие сократило производство легковых автомобилей на 29,8% — до 42,695 тыс. ед., а их экспорт – на 28,1%, до 21,107 тыс. ед.