Жалоба на плохую дорогу: есть ли смысл?
Исторически так сложилось, что дороги и ямы в нашей стране – понятия неразделимые.
И уже давно ни для кого не секрет, что причина такого положения дел – не только пресловутое ментальное разгильдяйство, но и предприимчивость чиновников, которые зарабатывают на плохих дорогах (посредством перманентного дорожного ремонта) целые состояния.
Можно сколь угодно долго ругать дорожников или молча терпеть, наблюдая за тем, как ежегодно закатываются в асфальт миллиарды бюджетных денег — проблему этим не решить. Нужно действовать, но как?
На вопрос «может ли как-то повлиять на устранение проблемы плохих дорог простой гражданин Украины?» ответ уже есть. Да, может! И примеры тому – интерактивные гражданские проекты УкрЯма и Общественный контроль дорог в Одессе. Коротко секрет их успешности можно сформулировать так: на сегодняшний день самый действенный способ начать что-то менять — засыпать чиновников письменными жалобами и исками, одновременно придавая эти факты публичности. Например, через интерент-издания – самый оперативный и самый доступный медиа-ресурс.
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ
Государством разработаны четкие требования к состоянию и содержанию автомобильных дорог. Звучат они при наших реалиях как фантастика, тем не менее – это норма.
ГОСТом 3587-97 «Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды» определено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, наплывов и других деформаций, затрудняющих движение транспортных средств, а состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должны проверяться организациями, которые их эксплуатируют - внимание! — каждые 10 дней.
Величина допустимых повреждений (ям) на городских дорогах может составлять всего 0,5 квадратных метра на 100 тысяч квадратных метров (!) дорожного покрытия (весной и осенью — три кв.метра).
Срок ликвидации обнаруженных повреждений – сутки (весной и осенью – пять суток).
Яма не должна быть глубже шести сантиметров.
Люки, смотровые колодцы и решетки водоотведения не должны отклоняться от уровня проезжей части на 1 см и 2 см соответственно.
На устранение несоответствия отводится неделя с момента выявления.
Поломанные крышки и решетки необходимо немедленно ограждать и обозначать дорожными знаками. А их замена должна произойти в течение суток.
КТО ОТВЕЧАЕТ за то, что наши дороги местами напоминают фронтовые?
В статье 3 Закона Украины «О дорожном движении» прописано, что управляет всем Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти в Крыму, местные исполкомы и органы местного самоуправления.
Обеспечение безопасности дорожного движения в Украине возлагается на Госавтоинспекцию, которая входит в систему органов МВД Украины.
ГАИ, в свою очередь, имеет право (ст. 140 Кодекса об админнарушениях) оштрафовать руководителя дорожной службы на 1020—1360 грн., а если транспортное средство или груз были повреждены, — суд может вынести постановление об админаресте на срок от 5 до 10 суток.
О том, как обстоят дела на практике (в частности в Симферополе), AUTOinvestigator уже рассказывал.
ЧТО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МЫ С ВАМИ?
Каждый гражданин, будь то автомобилист или пешеход, который хочет ездить и ходить по нормальным дорогам, может заставить чиновников выполнять свои функции.
Алгоритм действий достаточно простой.
1. Если в Вашем дворе, на вашей улице есть яма (а она, как правило, есть), ее нужно сфотографировать (крупным и общим планом) с привязкой к местности либо нарисовать схему ее расположения. При фотографировании лучше положить в выбоину масштабирующий предмет (открытую рулетку, линейку, спичечный коробок и т.д.). Хорошо, если указаны приблизительные размеры и расстояния.
Объектом Вашей жалобы может быть не только яма, но также проваленный (выступающий) или отсутствующий (поломанный) люк или решетка водоотведения, некачественно проведенный ремонт дорожного полотна и т.д.
2. После этого необходимо написать заявление (жалобу) в городскую ГАИ, а также в исполком органа местного самоуправления, мэру и/или депутату (копирование жалобы много допусилий от вас не потребуетJ). Текст жалобы составляется в произвольной форме. Сделанные Вами фотографии и схемы прилагаются.
(Образцы заявлений и жалоб, а также реквизиты крымских организаций-адресатов Вы можете найти на нашем сайте.)
Как вариант, в заявлении можно добавить требование внести вас в протокол как потерпевшую сторону. Это позволит знакомиться с делом. Например: «Прошу установить должностное лицо, ответственное за содержание указанного участка дороги; признать меня потерпевшим и в соответствии со ст. 256 КУоАП указать в протоколе сведения обо мне; вручить мне копию протокола; выдать предписание об устранении указанных нарушений; в случае отказа — вынести мотивированное определение об отказе, разъяснив при этом порядок его обжалования».
Заявление/жалоба пишется в двух экземплярах. Один экземпляр, после регистрации и присвоения входящего номера, остается у вас. Если нет свободного времени, то документ можно отправить по почте заказным письмом.
(Можно, конечно, отправить свое заявление и в электронном виде, но при нашей электронной отсталости не будет никаких гарантий, что жалобу рассмотрят).
3. Если в течение 30 дней не будет дан ответ, то это уже прямое нарушение закона «Об обращениях граждан», что ведет за собой административную ответственность. В таком случае у вас есть все основания обращаться в прокуратуру или вышестоящую организацию – Управление ГАИ Крыма или УГАИ Украины. Так же поступаем при получении отписки («нет денег на ремонт», «стоит в планах»).
Время на получение ответа письма и реального результата – отремонтированной дороги – может варьироваться. К примеру, ответ на ваше письмо может прийти как через 10-15 дней, так и через полтора месяца. А может не прийти вовсе, что повлечет за собой жалобу в прокуратуру и снова ожидание длиной в полтора месяца.
Итого: на то, чтобы заставить должностных лиц выполнить их работу и отремонтировать яму на дороге, в среднем нужно 2-3 месяца с момента отправки первого письма до получения результата в виде фактически отремонтированной дороги. Долго? Смотря с чем сравнивать. О некоторые ямы вы бьете вашу машину годами. Однако опыт наших коллег из других регионов Украины показывает, что как только такая практика обжалования становится системной, а СМИ об этом регулярно пишут – чиновники реагируют почти в соответствии с вышеприведенными нормами.
Мы не ничего не придумали, мы просто хотим еще раз напомнить крымчанам, что обычные люди – налогоплательщики могут заставить чиновников выполнять свои непосредственные обязанности. Подобный подход уже доказал свою эффективность и в России, и в Украине.
Если Вам известен какой-либо иной действенный способ решения проблемы плохих дорог, пожалуйста, напишите нам по электронному адресу [email protected]. Мы разместим эту информацию на нашем сайте.
Александра Рымарева, AUTOinvestigator
Использованы материалы 4road.net
Думаю, метод действенный, только муторный очень, потому народ и молчит, ждет, что кто-то за него напишет жалобу и отнесет
Все хотят разгребать жар чужими руками