Куда вырулит «Крымтроллейбус»?

Янв 29, 2014 Нет комментариев

6gHsdafswc4Когда-то славная история крупнейшего в Украине и единственного в Европе троллейбусного предприятия, вот уже много лет эксплуатирующего не только городские, но и междугородную, горную троллейбусную трассу, длиннее которой в мире нет, на сегодняшний день снова омрачена.  Коллектив КРПП «Крымтроллейбус» на грани проведения забастовки: люди вот уже несколько месяцев не получают зарплату.

О периодически возникающих долгах предприятия перед своими работниками крымские и не только СМИ писали не раз. Поводом снова вернуться к той теме стало, как это ни странно звучит, ДТП.

Утром 23 января в Симферополе на улице Киевской троллейбус съехал с дороги и снес пешеходное ограждение и дорожный знак. В салоне было около 10 пассажиров, к счастью, никто, включая водителя, не пострадал. Разбита только новая машина. Сам водитель говорит, что на какой-то момент просто «вырубился». Заметим, не заснул (поскольку только отъехал от остановки), а вырубился. Водителя проверили и на предмет опьянения, и на наркотики, и осмотр медика он перед выездом, по его словам, проходил. Короче говоря, что это было – не понятно. Однако, после публикации о происшествии, несколько читателей оставили комментарии, в которых высказали предположение, что у водителя (молодого парня) мог случиться обморок от голода, поскольку на предприятии уже несколько месяцев люди не видели зарплаты. Был ли это действительно голодный обморок или нет, мы не знаем, однако сам факт, что такое предположение могло у людей возникнуть, на наш взгляд, более чем достоин внимания.

В 2013 году государство задолжало КРПП «Крымтроллейбус» 12,2 млн. гривен из 59 миллионов, запланированных на компенсацию  перевозки льготников. Такие данные озвучил гендиректор предприятия Валерий Заикин. В результате, по состоянию на конец января, людям заплатили только 40% ноябрьской зарплаты. И радостные перспективы пока не вырисовываются.

«2011 год у нас еще был тяжелый, в 2012 мы уже поднялись — получили новые троллейбусы, выплатили долги по зарплате, платили месяц в месяц, даже получали аванс. А в 2013 году начались перебои», — рассказывают на предприятии.

4347491Дотации на перевозку льготных категорий граждан (а это – 73% от общего числа пассажиров) сначала стали задерживать, потом все время уменьшать, а потом и вовсе прекратили.  Из бюджета Крыма что-то периодически перепадало, но эти суммы не соизмеримы с тем кол-вом пассажиров, которых  предприятие вынуждено возить бесплатно.

По словам работников предприятия, в отличие от всех предыдущих лет в этом году даже в курортный сезон, когда увеличивается  выручка,  вместо зарплаты людям давали по 200 — 300 гривен пару раз в месяц.

 «Да, это у нас проблема ещё с весны 2013 года и уже не в первый раз. За всю весну, лето и осень, а теперь и зиму ни разу не была выдана зарплата в полном объёме. Её давали по 200-300-400 грн каждые 2-3 недели. Так что сотрудники свою зарплату и не видели, а теперь и вовсе полный ноль», — пишут в соцсетях работники «Крымтроллейбуса».

Кто-то, возможно, скажет: не одни они такие, многим зарплату вовремя не платят, пенсии у людей нищенские… Все так, к сожалению. Только не будем забывать, что люди, о которых здесь идет речь, везут за собой чьи-то жизни. Наши с вами жизни. Они должны думать на работе о дороге, а не о том, смогут ли сегодня накормить своих детей. А ведь многие работают на предприятии семьями…

При всей плачевности ситуации, люди боятся потерять эту работу. И именно по этой причине до сих пор не решились бастовать.

«На предприятии все попытки снизу организовать забастовки пресекаются на месте под угрозой увольнения. Так как многие сотрудники уже давно написали заявления без даты, то в любой момент их задним числом могут уволить», — пишет «ВКонтакте» один их пользователей (фамилии мы не называем сознательно).

Поэтому пока люди, которые уже по уши в долгах, ограничиваются тем, что жалуются друг другу на работе, выплескивают свой гнев в соцсетях, звонят на «горячую линию» Могилева (глава Совета министров АРК, — ред.) и пишут письма симферопольскому мэру Агееву, хотя последний  не имеет к этому вопросу отношения, поскольку «Крымтроллейбус» находится в республиканском подчинении.19050

На профсоюз работники «Крымтроллейбуса» хоть и надеются, но верят мало, упрекая его в нерешительности: мол, в Донецке, как только начались проблемы с выплатами,  троллейбусники сразу забастовали, а у нас тянут время.

В профкоме же настаивают на правовом пути решения проблемы.

По словам председателя профкома КРПП «Крымтроллейбус» Антонины Юрасовой, в октябре 2013г. первый заместитель председателя Совета министров Крыма Павел Бурлаков пообещал, что до конца года все долги (на тот момент это было 10 млн.) будут погашены. При этом Бурлаков не упомянул, по каким сусекам поскребут крымские власти, чтобы подставить плечо Киеву и найти недостающее. Возможно такому «необдуманному» заявлению вице-премьера поспособствовали стоящие рядом журналисты с видеокамерами. Как бы там ни было, в профкоме Бурлакову поверили и придержали  заявление, уже подготовленное для подачи в комиссию по трудовым спорам.

«Мы ждали, пришел декабрь – ничего нет. И мы решили все-таки подать заявление в комиссию. Подписали 1188 человек из 1676 работающих на предприятии. 20 января спор зарегистрирован официально», — сказала председатель профкома.

Комиссия, которая призвана решить эту проблему, уже работает. У нее на все про все  двадцать дней (с 20 января по 10 февраля).

«Если за то время вопрос не решится, мы имеем право сообщить в вышестоящие организации — их там 5 штук перечислено,  что мы начинаем бастовать. Только тогда мы имеем право на забастовку», — подчеркнула Юрасова.

По ее словам, если бы профсоюзный комитет  не сдерживал людей, «они б уже давно встали».

«Все профсоюзные средства я раздала до копейки. У нас ведь многие работают семьями. Взять того же водителя, который попал в ДТП – у него здесь теща, отец, в общем вся семья. Как людям жить? Работники уже считают дни (до окончания работы комиссии), хотя если водители не выйдут на линии, они не заработают даже те копейки, которые мы сейчас выплачиваем по заявлениям»,  — уверена Юрасова.

 «Крымтроллейбусу», живущему в основном за счет дотаций, можно сказать, уже не привыкать терпеть убытки по вине политиков и чиновников. Теперь будущее этого социально значимого предприятия, периодически переживающего кратковременные взлеты и затяжные падения вплоть до банкротства (предприятие и сейчас находится в стадии санации), снова, мягко говоря, туманно. А, по выражению гендиректора предприятия Валерия Заикина, это — фактически тупик.

загруженное (8)

Валерий Заикин

Нынешний руководитель КРПП склонен винить во всем «дядю сверху», не додавшего обещанных денег.

«Вот как их получить, эти деньги? С нашей стороны как будто бы все делается: обращения пишем и в министерство финансов Крыма, и в МинЖКХ (министерство регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства АРК, в сфере подчинения которого находится «Крымтроллейбус»), и они потом пишут в Киев запросы. А оттуда ответов конкретных нет, по крайней мере, я этой информацией не владею. Нам только указывают цифры, когда что-то приходит», — говорит гендиректор.

Рассказывает он и о том, что предприятие прилагает все возможные усилия, чтобы  за счет выручки и  разного рода коммерческой  деятельности покрыть недостающий денежный  разрыв между тем, что «отстегивает» «Крымтроллейбусу» государство  и фактическими потребностями предприятия (это, говорит гендиректор, 20 млн только на зарплату рабочим).

По словам Валерия Заикина, последняя надежда у него осталась на крымского премьера  Могилева: «Это последняя инстанция. Все, абсолютно все остальные варианты мы уже испробовали, даже брали в банках два коротких кредита по 800 тысяч в декабре. Есть у нас к нему (Могилеву, — ред.) предложение, не знаю, может из резервного фонда какого-нибудь  взять временно, а потом уже когда придет субвенция – ею погасить. Мы просто просим, фантазируем. Но надо чем-то сейчас долг погашать. Мы надеемся, во всяком случае».

 Как знать, может действительно выручит Анатолий Владимирович. Как-никак все люди – братья, все должны помогать друг другу…

Тем же, кому интересно взглянуть на ситуацию чуточку глубже, чем нам рассказывают, стоит вспомнить, к примеру, расследования «Центра» о том, какими путями и чьими решениями «Крымтроллейбус» фактически довели до  банкротства еще в 2008 году. Вспомним, к примеру, практически подаренные «Консоли» под строительство элитных домов  земли на набережной в Симферополе, где располагались центральные мастерские предприятия. Там в свое время производилось до 500 наименований запчастей, которые теперь по большей части приходится закупать на стороне. Мастерские перенесли на окраину и большими усилиями рабочих восстановили, но лишь частично.

Писали журналисты «Центра» и о том, как в Министерство регионального развититя и ЖКХ Крыма не смогло получить неустойку за не вовремя поставленные троллейбусы, закупленные в 2010 году, которые по документам трижды «ходили» от поставщика к заказчику.

И о том, как в 2011-м был проведен еще один тендер на покупку 56 троллейбусов, когда за госзаказ состязались два предприятия, входящие в одну структуру. И такая якобы конкуренция привела к тому, что за меньшее число троллейбусов Крым заплатил больше.

И много еще чего, «по мелочи».

По всей видимости, придется снова вернуться к первопричинам, приведшим к нынешнему состоянию дел на предприятии. Освежить, так сказать, память. Что мы и сделаем. В следующий раз.

P.S.Удивительно, несмотря на все «негаразды» «Крымтроллейбус» умудрился занять второе место (из 24) в конкурсе на лучшее предприятие городского электротранспорта Украины. Сам конкурс, согласно сообщению пресс-службы Совмина АРК, проводился для того, чтобы «стимулировать и поощрять предприятия горэлектротранспорта, которые обеспечивают безопасные, бесперебойные и качественные пассажирские перевозки»­­. Звучит на фоне всего вышеописанного как издевка.

 

Статьи

Оставить комментарий

Цены на бензин в Симферополе от SMF.in.ua
Курсы наличного обмена валют в Украине

© 2012 AUTO.Investigator
Использование материалов сайта разрешается только при условии ссылки (для электронных изданий - гиперссылки)