ГАЗ отметил юбилей
80 лет назад, 29 января 1932 года, с конвейера Горьковского автозавода сошел первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА – прототип всех автомобилей марки ГАЗ.
Первые автомобили ГАЗ-АА собирались по чертежам американского концерна Ford, с которым в 1929 году было заключено соответствующее соглашение. После этого инженеры завода модернизовали первое авто и в итоге грузовики ГАЗ-АА на протяжении почти 30 лет работали во всех отраслях народного хозяйства страны. За их грузоподъемность в 1,5 т водители прозвали их «полуторками». Эти машины были простыми, маневренными и очень надежными. Множество удачных технических решений, примененных в конструкции автомобиля, не требовало от водителей глубоких познаний в его устройстве и значительно упрощало техническое обслуживание.
Несмотря на общую простоту, конструкция автомобиля для своего времени была достаточно прогрессивной. Основой шасси служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. До 1934 года кабина автомобиля изготавливалась из дерева и прессованного картона, позже было освоено производство металлической кабины с дерматиновой крышей.
ГАЗ-АА оснащали четырехцилиндровыми двигателями мощностью 40 л.с. и четырехступенчатой КПП. Такой грузовик мог развить скорость до 70 км/ч, потребляя при этом низкооктановое топливо. В прогретом состоянии или в теплое время года мог работать даже на керосине.
В 1938 году автомобиль получил более мощный двигатель, развивающий 50 л.с., усиленное крепление задних рессор, новый рулевой механизм и карданный вал, а также другой индекс – ГАЗ-ММ. При этом внешне АА и ММ друг от друга ничем не отличались.
Во время Великой Отечественной войны «полуторки» были основным транспортом в блокадном Ленинграде. Кроме того, оптимизированный с целью удешевления производства, ГАЗ-АА во время войны был задействован, как платформа для установки зенитной пушки или пулемета. На этой же базе выпускались автобусы, самосвалы, машины, работавшие на сжиженном газе, санитарные и полугусеничные автомобили. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ широко применялись при создании бронетехники: легких танков, бронеавтомобилей, самоходной установки СУ-12, артиллерийских тягачей, «катюши».
Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера 10 октября 1949 года, и за время производства завод выпустил около 1 млн этих автомобилей. Преемниками легендарной «полуторки» стали современные коммерческие автомобили ГАЗ. В 2010 году ГАЗ полностью обновил модельный ряд, выпустив модернизированный автомобиль «ГАЗель-БИЗНЕС», а в ближайшем будущем планируется выпуск автомобиля нового поколения «ГАЗель-NEXT».
По материалам: advis.ru